4 мая исполнилось 80 лет Марку Леонидовичу Вербе, доктору геолого-минералогических наук. Верба М.Л. родился в 1935 г. в семье геологов. Отец — Леонид Данилович погиб при прорыве блокады Ленинграда. Мать — Ксения Петровна 50 лет проработала в геологической отрасли, передав сыну основы камеральной работы, а отчим — Михаил Александрович с 1951 г. приобщал к полевой документации обнажений и скважин.
В 1953 г. М.Л. Верба закончил среднюю школу с серебряной медалью и поступил в ленинградский Горный институт на нефтяной факультет к профессору Б.А. Алферову. В эти годы занимался спортом, был чемпионом города по академической гребле, увлекся фотографией и киносьемками. Закончил институт в 1958 г. по специальности «геология и разведка нефтяных и газовых месторождений», в тот же год поступил на работу в НИИГА.
Коллектив НИИГА менял названия и структуру, но все эти годы М.Л. Верба работал в его подразделениях – геологом в Енисейской и Усть-Енисейской экспедициях (1958 – 1963), начальником партии в Норильской экспедиции (1963 – 1969), главным геологом Полярной экспедиции (1969-1973), главным геологом Мурманской экспедиции (1973-1983), заведующим сектором и отделом ВНИИОкеангеология (1983-1994), главным геологом ГНПП «Севморгео» (1994 — 2000), а в настоящее время – главным научным сотрудником этого предприятия.
До 1969 г. М.Л.Верба проводил исследования на территории Норильского, Усть-Енисейского и Туруханского районов Красноярского края. Принимал участие в организации Норильской экспедиции. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию по тектонике и нефтегазоносности Северо-Западной части Сибирской платфомы. Основным результатом работ тех лет было определение закономерностей формирования структурного «дотунгусского» несогласия в разрезе палеозоя Норильского промышленного региона, установление закономерностей влияния интрузий на нефтегазоносность палеозойских пород и вытекающая из этих представлений оценка перспективности этих отложений на нефть и горючий газ.
Дальнейшая деятельность Марка Леонидовича была связана с геолого-геофизическим изучением акваторий, преимущественно арктических. Он становится первым главным геологом Полярной экспедиции и в этом качестве возглавляет геологические исследования на побережьях Чукотки и Корякии и геофизические на прилегающем шельфе Анадырского залива.
В 1972 г.
вместе с Н.Н. Трубятчинским организует Мурманскую геофизическую экспедицию (КМАГЭ) и назначается ее главным геологом. В качестве начальника рейса руководит сейсмическими работами на Северо-Кильдинской, Октябрьской и ряде других площадей шельфа Баренцева моря, на Ленинградской, Русановской, Скуратовской, Обручевской и других площадях шельфа Карского моря. М.Л. Верба принял непосредственное участие в открытии Баренцевоморской нефтегазоносной провинции и подготовке основы выявления ее отдельных нефтегазовых месторождений – Скуратовского и Ленинградского на Карском море, Северо-Кильдинского на Баренцевом море. Впервые в 1977 г. Марк Леонидович обосновал концепцию рифтогенного строения Баренцево-Северокарского мегапрогиба и предложил его нефтегенерационную модель, что предопределило эффективность проведения дальнейших поисков в регионе. Одновременно он принимает участие в формулировании концепции региональных работ в океане и руководит геолого-геофизическими исследованиями на Канаро-Багамском и Анголо-Бразильском геотраверзах в Атлантике.
В 1983 г. М.Л. Верба приходит во ВНИИОкеангеология и организует составление атласа карт по геологии Баренцева моря. В 1993 г. в докторской диссертации защищает концепцию рифтогенной природы структур Баренцева моря.
Начиная с 1986 г.
проводит полевые геологические исследования на Шпицбергене (1986–1995), организует опробование первых залежей нефти на архипелаге, дает оценку перспектив нефтегазоносности Шпицбергенской антеклизы.
В 1993 г., став главным геологом ГНПП Севморгео, М.Л. Верба разрабатывает концепцию работ по созданию на Арктическом шельфе государственной сети опорных профилей, вместе с Ю.И. Матвеевым добивается их финансирования и в течение всего последующего времени курирует их проведение. Результаты приведены в монографиях «Сейсмологическая модель литосферы Северной Европы: Баренц регион» и «Российская Арктика: геологическая история, минерагения, геоэкология».
По результатам работ на опорных профилях на Баренцево-Карском шельфе были впервые выделены ранне-среднепалеозойский Пахтусовский прогиб, позднепалеозойско-триасовый Ушаковско-Урванцевский грабен-рифт, позднемезозойский Известинский прогиб, серия кайнозойских окраинношельфовых и внутришельфовых регмагенных морфоструктур, аргументировано существование среднемезозойского Обско-Баренцевского мегабассейна, обоснована модель билатеральной дилатации общей структуры шельфа и составлена новая редакция тектонической карты Баренцево-Карского шельфа.
В Охотоморском регионе как в шельфовых, так и глубоководных областях описаны признаки перманентного растяжения коры, наблюдаемые, по меньшей мере, с поздней юры.
В структуре Курило-Камчатского желоба вместо признаков субдукции выявлены свидетельства растяжения коры, протекающего вплоть до четвертичного времени.
Им составлена новая редакция тектонической карты Восточно-Сибирского моря.
Сейчас М.Л. Верба принимает активное участие в составлении тектонической карты Северного Ледовитого океана.
В итоге 29 полевых экспедиций М.Л. Верба написал более 340 научных работ, в том числе 3 персональных и 11 коллективных монографий. Как член Российского Географического Общества неоднократно выступал с лекциями и докладами научно-популярного характера. М.Л.