23 августа Надежде Ивановне Костиной, участнику войны и ветерану ВИМСа, исполняется 95 лет!
Родилась Надя в 1925 г. в подмосковном городе Люблино. Семья у них была самая рабочая: мать — повар в детских яслях, отец — котельщик в депо железной дороги. Надя, проучившись 8 лет в школе, в 1941 г. поступила на чертежно-конструкторские трехгодичные курсы в Москве, но они вскоре закрылись. С марта 1942 г. она работала на литейном заводе, а в ноябре была призвана в войска противовоздушной обороны г. Люблино, где и прослужила до конца 1945 г.
Надежда Ивановна вспоминает: «Наша рота находилась там же, в Люблино, в расположении зенитной батареи, где ребята-одноклассники, вместе с бойцами, охраняли небо столицы от налетов вражеской авиации, а мы, девчонки, разбирали разрушенные дома, тушили сброшенные зажигалки и пожары, оказывали первую медицинскую помощь жителям. Зенитные установки, из которых бойцы вели огонь по немецким самолетам, очень нагревались, к ним невозможно было притронуться. В такие минуты мы приносили ребятам мокрые простыни, которые тайком от сержанта забирали из своего барака, и остужали ими большое и тяжелое колесо ручного управления зениток. Радовались, когда в ночном небе в перекрестье прожекторов вдруг замечали немецкий самолет, который, словно споткнувшись о невидимую преграду, неожиданно останавливался, а затем, пуская клубы черного дыма, начинал стремительно падать».
В первые дни и недели войны девчонкам было страшно, но со временем они научились не бояться ни огня, ни взрывов и быстро выполнять приказы командиров. Никогда не унывали. Настроение поднимала Надя. За сильный природный голос, красивое и задушевное исполнение песен ее назначили ротной запевалой. «До сих пор помню, — улыбается Надежда Ивановна, — как шли мы колонной, и вдруг командир взвода капитан Борис Васильев скомандовал: «Жильцова! Запевай!» Я в ответ: «Вот только войдем под мост!» И спустя минуту под фермами моста усиленным громким эхом зазвучали звонкие девичьи голоса. Далеко разносилась «Песня защитников Москвы».
Бывали и тяжелые минуты. Как-то в расположение батареи, где находились казармы, а по соседству жилые дома, прорвался немецкий стервятник и успел сбросить несколько осколочных бомб. Одна из них попала в массивные ворота родильного дома, вторая — в клумбу небольшого садика, а третья — в барак. Были убитые и раненые. Осколком бомбы ранило и Надю. Ее подлечили, раненая нога зажила, и она вскоре вернулась в строй.
Помимо повседневной военной службы защитницам приходилось выполнять и другую работу. На подмосковных полях девушки убирали урожай, заготавливали дрова и торф. В числе активных и неутомимых тружениц была и рядовая Жильцова. Из армии Надежда Ивановна демобилизовалась в октябре 1945 г. За верную службу Родине она была награждена медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Москвы». Позже добавились юбилейные награды и Знак «60 лет битвы за Москву».
Сразу после демобилизации Надежда Ивановна начала работать техником-картографом в научно-исследовательском секторе Московского геологоразведочного института. В институте она познакомилась со своим будущим мужем Николаем Ефимовичем Костиным, который также был участником войны — воевал на Карельском фронте и был награжден Орденом Красной Звезды. В марте 1951 г. они поженились и с тех пор стали неразлучной парой. В 1953 г. у них родилась дочь Марина.
Н.Е. Костин окончил ГРФ МГРИ в 1951 г. и до 1992 г. работал в ВИМСе, где начал работать в Ферганской экспедиции по поискам месторождений урана. В дальнейшем занимался поисками и оценкой редкометалльных месторождений в Средней Азии, Туве и Иркутской области, оловорудных объектов Чукотки и Камчатки. В июле 1952 г. в северо-восточной Туве открыл Аксугское молибден-медное, а в августе, совместно с Надеждой Ивановной, уникальное Арысканское редкоземельное месторождение. В 1951 г. дал промышленную оценку литиевому оруденению Урикского месторождения, получившего ранее отрицательную оценку на олово.
Надежда Ивановна с 1952 г. стала работать в ВИМСе и трудилась здесь почти 30 лет.
В 1961–1963 гг. прошла полный курс Всесоюзного заочного индустриального техникума, получив диплом по специальности «Поиск и разведка месторождений полезных ископаемых» с присвоением квалификации техника-геолога. Как она написала в автобиографии: «С 1947 по 1966 г. (кроме 1953 — родилась дочь) каждое лето выезжала на полевые геологические работы. Следует сказать, что в ВИМСе она обучалась (1952–1955 гг.) на трехгодичных курсах коллекторов и операторов и с отличием окончила их, пройдя производственную практику в течение трех полевых сезонов по три месяца каждый. Согласитесь, такие курсы стоят высшего образования некоторых сегодняшних вузов!
Тем не менее официально Надежда Ивановна не получила высшего образования и работала в скромных, но таких необходимых в тогдашней «настоящей» геологии должностях: техник-картограф, техник-геолог, старший техник-картограф, старший техник, старший лаборант.
За успехи в геологических исследованиях Надежда Ивановна была награждена почетным знаком «Отличник разведки недр», а также неоднократно премирована и награждалась почетными грамотами. В 1979 г. вышла на пенсию.
Конечно, возраст берет свое, но она невероятно энергична и полна оптимизма.
Совет ветеранов ВИМСа