Дмитрий Ефимович Перкин – один из первых научных руководителей институтов: Прикладной минералогии, ГЕОМИНа и ИМСа. Он прожил яркую жизнь, такую длинную, если мерить свершениями, почти непосильными для одного человека.
Участник Октябрьской революции и Гражданской войны 1918–1920 гг. Его имя связано с установлением советской власти в Симбирске. Председатель ревкомов в городах Верхнеуральск и Орск, политический комиссар подразделений Железной дивизии Гая, которая была боевой единицей регулярной Красной Армии. Позднее — начальник Политотдела 3-й Туркестанской дивизии по борьбе с басмачами, а с весны 1922 г. — исполнял обязанности помощника начальника политического управления всего Туркестанского фронта.
В этот же год по путевке ЦК ВКП(б) Д.Е. Перкин был направлен на учебу в Московскую горную академию, которую закончил в 1927 г. Одновременно, еще студентом, он работал начальником административно-хозяйственного управления научно-технического отдела ВСНХ, а в 1925 г. стал заместителем директора Н.М. Федоровского в Институте прикладной минералогии, а также руководил строительством нового здания института. Он вел, совместно с А.А. Мамуровским, большую научно-исследовательскую и практическую работу по разведке и передаче промышленности новых строительных и облицовочных материалов.
В 1932 г. Д.Е. Перкина назначают директором нового, им организованного института геологии и минералогии (ГЕОМИНа) при Комакадемии, которая размещается на верхних этажах дома 29 на Ордынке. Основным направлением этого института являлось изучение рудных месторождений металлов, получаемых в это время из зарубежных стран.
Коллектив ГЕОМИНа состоял в основном из молодых специалистов не старше 40 лет. В составе института были группы по изучению следующих месторождений: медно-колчеданных Урала и Кавказа под руководством А.К. Амирасланова, П.С. Саакяна, никеля – во главе с М.Н. Ложечкиным (впоследствии начальником ВКЗ), золота Казахстана под руководством М.Н. Альтгаузена, олова в Восточном Казахстане во главе с В.А. Калюжным и М.Н. Константиновым и др. Группу по изучению бокситов возглавлял академик А.Д. Архангельский с минералогами Е.В. Рожковой, Е.В. Копченовой и др.
Д.Е. Перкин руководил темой по изучению оолитовых руд Керченского п-ова. Одной из важнейших задач этой темы являлась разработка возможностей комплексного использования этих руд – кроме железа необходимо было получать ванадий и мышьяк.
В эти годы Д.Е. Перкин принимал активное участие в общественной деятельности. С 1931 г. он член Ленинского района РКП(б), дважды в 1924–1925 гг. и в 1935 г. избирался депутатом Моссовета.
Как одного из ведущих руководителей геологоразведочных работ в СССР, Д.Е. Перкина вместе с академиком И.В. Губкиным в 1935 г. направляют на XVI Международный геологический конгресс в США, где советской делегацией была проведена большая работа по освещению научных и практических результатов деятельности молодой советской геологической службы.
В связи с тем, что в 1936 г. Комакадемия перестала существовать (ее исключили из Академии наук СССР), основная часть сотрудников ГЕОМИНа для продолжения проводимых ими исследований, была переведена в Институт минерального сырья (ИМС, впоследствии ВИМС), организованный на базе Института прикладной минералогии. Директором нового института был назначен Н.М. Федоровский, а его заместителем по научной части – Д.Е. Перкин.
Через год Правительство СССР в соответствии с договором создает в Китае крупную геологическую экспедицию для изучения минеральных ресурсов Синьцзяня (Экспедиция особого назначения) под руководством Д.Е. Перкина. Ее работа привела к открытию ряда месторождений олова, вольфрама, угля, нефти и других полезных ископаемых.
Большой опыт организаторской работы, а также знания, полученные Д.Е. Перкиным за годы работы в различных институтах рудно-сырьевого профиля и в китайской экспедиции, выдвинули его в число ведущих геологоразведчиков Советского Союза.
В 1936–1937 гг. он начальник главка «Главцинксвинец» Наркомата металлургии СССР.
Яркая, плодотворная и многогранная деятельность Д.Е. Перкина была трагически оборвана в 1938 г. в ходе необоснованных репрессий. В 1956 г. он был посмертно реабилитирован.
Все, кто знал Дмитрия Ефимовича отзывались о нем как о выдающемся организаторе первых научных отрядов Советских разведчиков недр.
Совет ветеранов ВИМСа